Dore: Ogre

Зачем география, если есть извозчики?

Была такая саркастическая советская фраза, пересказ Фонвизина - зачем, мол, география, если есть извозчики! В пользу изучения наук. Мы тогда ничего этого не знали, но теперь, через тридцать лет после падения СССР, открылось, насколько эта фраза была в советских устах неприлична. В Америке да, это какой ни на есть смешной, но не совершенно бессмысленный аргумент против преподавания географии. Потому что, натурально, есть Убер, Тревелосити, Гугл мапс, GPS и т.д., по цене грязи. Но в СССР-то не было никаких извозчиков! Вообще никто никогда в жизни нигде не был, кроме как в деревне у бабушки. Конечно, приходилось учить географию.
считается что перелеты были дешевыми. Возможно, в какой-то год советские летали больше чем американцы
Вы что, серьёзно?

У нас студенты по приколу в Мурманск из Петрозаводска летали пообедать.
Лично летала в 1988-89 годах из Петрика в Вологду, в Архангельск за 15 рублей, и не единожды. В Волгоград из Москвы - за копейки в 1991, потому что индексировали зарплату. Это потом всё грохнулось...

В СССР 70-х годов не было убера и Google Maps! Ужас-то какой, стыд и срам!

Эээээ???
И атлас мира, и атлас автодорог Москвы в 80-ые продавался и даже дефицитом не был.
В 70-ых я не жил, но что-то подсказывает, что тоже все в порядке с ними было.
Был план автодорог Москвы, довольно приблизительный. Карта Москвы (и любого другого места) была важнейшей государственной тайной. Атлас мира, правда, был - такое же мертвое абстрактное знание, как сейчас атлас Марса. К извозчикам отношения не имел.
как я понимаю, это карты Генштаба. Ну не может же армия существовать без карт? Это сейчас их публикуют. Как раритет. В то время без допуска к секретным сведениям ты бы ее не увидел.

Мы вот ходили в походы по довольно точной, хотя и устаревшей схеме 59-го года , которую я вручную переводил на кальку на работе у своих родителей, служивших в энергосетях. Потом получали "синьку". Сейчас удивляюсь их благодушию, поскольку это тоже было ДСП .Как и доступ к аппарату для светокопирования. А знаешь, что перед большими праздниками, все копирующие аппараты и все пишущие машинки сносились в одну комнату и опечатывались первым отделом? А с каждой выпущенной машинки образец оттиска хранился в КГБ? Про второе мне рассказывали, первому - сам свидетель.

А в горы ходили тоже по каким-то синькам - орографическим схемам - устаревшим, непонятного происхождения и сомнительной точности. Топографические карты достать было невозможно.

То есть карты были. У кого надо. Без автоатласа для широких масс тоже было с некоторых пор нельзя. И без планов городов. Но все, что шло в открытый доступ, тщательно цензурировалось. А карты Москвы тем более, на многих были совершенно непонятные искажения.

Edited at 2017-10-10 07:15 pm (UTC)
На retromap есть карта 68-ого года - нормальная карта с домами, в поисковике одна из первых ссылок. Атлас был ещё лучше (или, может быть, и карта лучше была, а скан её испортил).
Я многократно слышал эту легенду, обсуждать её не готов, возможно, какие-то карты действительно были засекречены - вполне в стиле СССР. Впрочем, и придумать такое - тоже вполне в стиле антисоветчиков.

Точная карта Москвы и вполне приличные карты междугородних трасс были абсолютно доступны.
У меня всегда был огромный интерес к картам, особенно к картам Ленинграда. Первые карты, на которых были все улицы на своих местах, стали появились примерно в 1990 году.
На военной кафедре в середине 70-х нам раздавали довольно точные топографические карты на занятиях по тактике. Но: это были карты ГДР, точность где-то 0.5 км. При этом там были указаны практически все важные объекты, фермы, колодцы, линии электропередач. Мы нашего майора спросили, нельзя ли посмотреть на такие же карты Московской области. Он покрутил пальцем у виска и сказал, что это даже Ленин он сам не может.
Верю.
Только как это соотносится с якобы отсутствием атласа автодорог Москвы? Без колодцев и линий электропередач, просто с дорогами?
Почему "отсутствием". Атласы и карты конечно были. Проблемы были с их точностью, улицами, меньше чем трасса, расположением поворотов и пр. Карта Москвы у меня была в 70-х. Многих переулков в центре не было совсем. Те карты, на которые вы ссылаетесь, скорее всего были опубликованы после, а в те времена их в широком доступе не было. Наши туристы на курсе ценили любые карты, к которым могли получить доступ, и руками перерисовывали их на кальку.

Факт, что даже на военной кафедре нам не давали местных карт, все-таки о чем-то говорит.
>Атласы и карты конечно были.

Я, собственно, только про это. А что касается их актуальности, то Яндекс с Google сейчас тоже иногда новый поворот не знают, а с бумажным атласом неизбежный цикл обновления - годы, он не может быть точным по современным меркам.

Про проблемы с топографическими картами для пешего туризма - верю. Атласы автодорог были нормальными для своего времени.