Leif Gram: Mr. Fix

Кстати

Во всей истории нашей (моей и всех моих читателей общей) цивилизации выделяется один тектонический сдвиг. До него всё всегда было так, а после него -- совершенно радикально иначе. Так, что даже представить себе такого нельзя, ни с той, ни с другой стороны. А именно, раньше практически всех в детстве пороли ремнем, а сейчас - практически никого, никогда. Какова вероятность, что весь этот сдвиг занял ничтожные двадцать лет? И произошел на глазах именно нашего поколения?
Он далеко не 20 лет занял, сто или сто пятьдесят даже.
Хорошая шутка, но правозащитники ее не поймут. Они уверены, что все так и есть. Ведь 20 лет назад не было такой профессии - борьба с семейным насилием. Поэтому все ежедневно друг друга избивали, это же очевидно.
Ни меня, ни моих друзей детства, ни просто знакомых никто никогда не порол. Ни разу за все детство-отрочество-юность не слышал, чтобы такая педагогическая мера к кому-нибудь реально применялась. Правда, мы и не делали ничего такого, за что стоит ее применять.
Очень странно. Вся культура была этим пронизана. Непрерывно показывали в кинофильмах. Во всех книгах. Киножурнал "Ералаш". Журнал "Крокодил". Писатель Крпаивин. Просто из всех щелей лезло как самая простая и обыденная вещь.
Современная массовая культура пронизана зомби-апокалипсисом, но я до сих пор не видел на улице ни одного зомби. Хотя на самом деле мама вспоминала, что испытала шок, когда узнала, что ее одноклассницу-двоечницу из неблагополучной семьи действительно выпороли, чтобы она не осталась на второй год. Мама, как отличница, потом вместе с ней делала домашние задания, в следующий класс та перешла. Это середина 1950-х. А мою бабушку ее мачеха таскала за волосы. Но бабушкина мачеха была дворянка, прадед затем на ней и женился, чтобы дети получили достойное воспитание. Так что это никак нельзя считать типичным.
Моему рассуждению не мешает ваша формулировка. Пусть будет так: с дочеловеческого прошлого и по 1984 год массовая культура состояла в том, что детей постоянно секут. А после - нет. Различие между нами в том, что я думаю, что это была не просто культура, а фактическое положение дел. Но это мелкое различие. Приняв ваш вариант, мы видим такую же невероятную революцию в сознании.
Эту невероятною революцию Мишель Фуко подробно описал еще в середине 1970-х годов и назвал биовластью. К ее инструментам много чего относится, в том числе и тщательно культивируемое неприятие малейшего намека на физическое насилие. Это действительно революция, но ее целью является не освобождение, а внедрение более тонких и эффективных механизмов тотального контроля.
Середина 1970х годов лежит в пределах двадцати лет от 1984, так что и тут всë сходится.