Dore: Ogre

Чем музыка лучше математики

У того обстоятельства, что музыкальное образование устроено правильно, а всё остальное образование - неправильно, есть интересное следствие: в музыке трудно потратить время зря. Нет такого, что кто-то добросовестно занимался несколько лет, а оказалось, что все напрасно и учился не тому. Т.е. можно вообразить какие-то странные случаи, когда человек был отрезан от внешнего мира, занимался без грамотного учителя, сформировал самодельную неправильную технику, теперь надо переучиваться и проч., но все это считается катастрофой и целенаправленно предотвращаeтся. Другое дело математика, где можно, например, годами изучать формулы для синуса и косинуса суммы, а потом узнать, что, оказывается, вместо этого надо было изучать свойства комплексной экспоненты, причем такое выглядит нормальнo и чуть ли не желательно.
  • Current Mood: amused amused
Конечно, в том, что математике учат всех насильно, а музыке только редких желающих. Немедленное следствие - музыку как правило преподают музыканты, а все остальное, включая математику - бог знает кто.
Я согласен с тенденцией, но не с такими категоричными формулировками. Мне кажется, в музыке сравнительно нетрудно потратить время зря, хоть и сложнее, чем в математике.

Музыканты далеко не всегда хорошие преподаватели. В идеале, учитель должен быть как музыкантом/математиком, так и педагогом. В школах берут педагогов, которые зачастую непрофессионалы в своём предмете (да и иногда не педагоги вовсе), и это минус, но профессионал, не умеющий преподавать, это почти так же плохо.

В отношении гитары я наблюдаю следующие эффекты:

1. Далеко не все учат играть медленно, а те, кто учат, не всегда требуют этого настолько жёстко, чтобы прилежному студенту хотелось это делать. У студентов тенденция играть как минимум с такой скоростью, на которой оно звучит как музыка, типа, в удовольствие, и эффективность времени уменьшается в разы. По крайней мере, вдвое, может, в большее количество раз. У меня есть несколько data points в стиле "человек занимался X лет по Y часов в неделю и получил результат Z", которые согласуются с наблюдением.

2. Музыка это физически demanding activity. На занятиях по фитнесу тренер заставляет push your limits, и когда больно это нормально (в разумных пределах, чтобы предотвратить permanent damage). На занятиях по музыке мало, кто говорит, что больно это нормально, и мало кто рассказывает про разные виды боли, какие опасные и их нужно избегать, а какие нормальные, после которых нужно делать известной длины перерыв и потом с новыми силами в бой. Как правило, музыкантам сложно поставить себя на место ученика и понять, что то, что ему, музыканту, легко, студенту это как будто он носил на пальцах кирпичи. Умные студенты могут догадаться об этом и таки выкладываться физически. Добросовестные студенты при этом в проигрыше.
Ну неужели в классической гитаре кто-то всерьез учит играть сразу быстро и не следит за техникой? Наверное, коллеги единодушно назовут таких педагогов халтурщиками и легко порекомендуют других.
За техникой все следят, но тут есть ряд моментов:

1. Одно дело это медленно разобрать маленький кусок, и попросить студента попрактиковать. Другое дело это научить его практике играть медленно, скажем, половину или какую-то заметную часть времени. Второму далеко не всегда явно учат.

2. Гитарная техника достаточно сложна, чтобы даже простые вещи у начинающих звучали как говно*. Мне кажется, даже скрипка в некотором смысле проще, хоть и требует более хорошего слуха, т.к. в скрипке лишь одна рука напрямую касается струн, вторая через смычок. В гитаре обе руки. Как следствие из *, первые 2-3 года учёбы у преподавателей есть определённый notion о том, что есть "good enough" и надо "move on". Если сравнительно быстро давать материал нарастающей сложности, этот порог "good enough" будет пропускать кучу мелочей, и он будет достижим достаточно большой практикой обычной игры (без медленного разбора многих кусков, и, уж тем более, без медленной игры с метрономом). Если же застревать на простых вещах, студент развивается ещё медленее. У меня есть несколько знакомых, идущих таким путём, у них Z полученного за X лет намного меньше, чем у тех, кто, не смотря на ошибки, брал новые, более сложные вещи, и только потом научился, в целом, играть чище.

3. Среди моих знакомых-студентов (понятно, речь идёт не о музыкальной школе, а о частных уроках) есть ещё такой эффект: им довольно сложно найти преподавателя, с которым будет правильный "контакт", и если они нашли какого-то, они имеют тенденцию работать с ним долгие годы и не спрашивать у его коллег лучших рекомендаций.
Вы меня пугаете. Мои абсолютно немузыкальные дети затеяли зачем-то учиться скрипке. Это, оказывается, еще сложнее, чем я думала. Когда они занимаются математикой, в доме хоть тихо.
Все-таки эти проблемы отражают объективную сложность игры на гитаре и ее преподавания; у кого-то в результате получится лучше, у кого-то хуже, но никто ни в какой момент времени не занимался заведомо абсурдными вещами. Типа, исторически гитара как инструмент восходит к лире и лютне, поэтому, под видом обучения игре на гитаре, вас несколько лет учат играть на лире, а потом несколько лет на лютне.
термин "напрасно" плохо определяем.
смысл, как известно, отсутствует.
поэтому я по себе могу сказать, что и музыка, и математика были в каком-то смысле напрасны, а в каком-то - безусловно полезны.
Я не совсем о том. Всегда можно сказать, что у кого-то занятия музыкой оказались напрасными, потому что он в результате не музицирует, или вообще не смог научиться. Но, пока они осуществлялись, они по своему содержанию соответствоали заявленной цели (научиться играть на том или ином инструменте).
Между тем, занятия нахождением первообразных и приведением матриц к жордановой форме не соответствует заявленной цели "изучение математики". Так что эти занятия напрасны в гораздо более ужасном смысле.
я подозреваю, что занятия математикой (в любом из определений этого термина), рисование тушью на шелке, выполнение произвольных технологическых действий, забивание гвоздей и т.д., даже служба в армии - имеют примерно одинаковый смысл. например - предоставление тебе самому возможности найти этот смысл для себя, если ты захочешь. или - научить не заниматься только математикой, или службой в армии, или производством блевотных пакетиков - ибо жизнь гораздо богаче. или, наоборот, - полностью самоотверженно погружаться в это, видя именно в этом смысл всей жизни, но по собственному выбору.
вопрос о свободе выбора. я занимаюсь музыкой, потому что я это выбрал себе сам, окей. но я не выбираю, дышать ли мне, или платить ли за пиво золотыми слитками - просто я живу в неких окружающих условиях. повсеместная математика подобна дождю - смысла бороться с ней нет, но и акцентировать на ней всю свою силу злости - тоже. я могу выбрать математику как музыку и заниматсья ей осознанно - но могу относиться к ней индифферентно, как конкретно я всегда относился, например, к биологии или истории - не интересно, но пусть себе.
Про дождь известно, что он бывает и поэтому нужно проверять прогнозы и брать зонтики; этого достаточно. Ситуация с липовой математикой хуже, пока она оказывается неожиданностью. Предупрежден - значит, вооружен и все такое.
У математики есть практические цели, помимо собственно занятия Математикой.
Многим моим студентам ох не помешало бы если бы их кто научил находить первообразные
Интересно, к какой практической деятельности готовятся ваши студенты. Военные инженеры-путешественники во времени, выполненяющие секретные задания в далеком прошлом?