birdwatcher (birdwatcher) wrote,
birdwatcher
birdwatcher

  • Mood:

Школьное

Вот что интересно. Насчет школы с некоторого момента не останавливаясь пишут про bullying -- и в СССР/России, и в США. Разные люди пишут разное: некоторые - что он ужасен, некоторые - что ничего особенного, некоторые - что логически неизбежен, некоторые - что никогда в жизни не видели. Но обратите внимание, что даже в последнем случае, повторять каждые пять минут "никогда не видел" - это совсем другая ситуация, чем если бы молчать на эту тему, как будто никогда не видел.

А вот о другой школьной пытке никто и ничего не пишет, хотя/потому что она даже более жуткая. Я имею в виду лишение способности спонтанно двигаться (нельзя встать или остаться сидеть по своему усмотрению, в коридоре перейти на бег и проч.). Более того, лишение происходит не на физическом уровне (скажем, кто-то схватил и держит, или связали веревками), а издалека, одними лишь словесными командами. Абсолютный контроль, не требующий прикосновений. Помните, все время надо было вставать, садиться снова, внезапно делать в середине урока какую-то вымороченную зарядку с подниманием и опусканием рук. И насколько немыслимо, физически невозможно было бы остаться сидеть. Впрочем, даже просто сидеть, якобы, предполагалось не абы как, а каким-то специальным школьным способом, сложив перед собой руки. А кто-то сзади, возможно, наблюдал, правильно ли вы сидите и не вертитесь ли. Если я начинаю о таком думать, мне надо совершить сознательное усилие, чтобы прекратить -- это из неправильных идей, завешивающих мозг, вроде что будет, если проснешься похороненным в гробу, или если сломаешь шею и останешься полностью парализованным.

В результате возникал интересный выбор: что же лучше - перемена или урок? На перемене вас будут толкать и бросать на пол 15 минут подряд, но зато вы можете падать или уворачиваться абсолютно рефлекторно и как бог на душу положит; или же на уроке вы в течение 45 минут будете в гарантированной физической неприкосновенности, но при этом не будете владеть своими движениями, а, напротив, должны будете совершать чьи-то чужие.

Особo в этом отношении стоял главный школьный предмет, физкультура, в которой не было никакого другого содержания: целиком отдаться чужой воле, от построения и равнения до исполнения по команде акробатических трюков. Ни малейшей разницы с тюрьмой Абу-Граиб здесь нет, а если какая-то есть, то она только в пользу тюрьмы Абу-Граиб.

В конце этой шкалы, кстати, я себе представлял сдавание зачета по плаванию в бассейне: все то же самое, но по чьей-то команде надо делать не что-нибудь умеренное, а конкретно лезть в холодную воду. Бассейна мне, впрочем, какой-то чередой везений удавалось избегать в течение всех лет обучения.

Эта "физкультура", со своей ходьбой строем по белой линии, была, разумеется, эрзацем службы в армии. Военное же дело построено вокруг науки о том, как сделать, чтобы вас не разорвали немедленно на куски ваши подчиненные. Строевая подготовка играет тут фундаментальную роль, но я обо всем этом в возрасте семи лет не начинал подозревать, и потому могу подтвердить, что она действовала на меня не названием и ожиданием эффекта, а вполне реально и независимо.

*****

Натурально, миллион человек скажет, что понятия не имеют, что я тут вообще пишу, и что я, наверное, сумасшедший какого-то редкого типа. Но это абсолютно исключено, потому тогда в армиях не занимались бы строевой подготовкой и не кричали бы хором песен.
Tags: бассейн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments