Xenoceratops

Школьное

Вот что интересно. Насчет школы с некоторого момента не останавливаясь пишут про bullying -- и в СССР/России, и в США. Разные люди пишут разное: некоторые - что он ужасен, некоторые - что ничего особенного, некоторые - что логически неизбежен, некоторые - что никогда в жизни не видели. Но обратите внимание, что даже в последнем случае, повторять каждые пять минут "никогда не видел" - это совсем другая ситуация, чем если бы молчать на эту тему, как будто никогда не видел.

А вот о другой школьной пытке никто и ничего не пишет, хотя/потому что она даже более жуткая. Я имею в виду лишение способности спонтанно двигаться (нельзя встать или остаться сидеть по своему усмотрению, в коридоре перейти на бег и проч.). Более того, лишение происходит не на физическом уровне (скажем, кто-то схватил и держит, или связали веревками), а издалека, одними лишь словесными командами. Абсолютный контроль, не требующий прикосновений. Помните, все время надо было вставать, садиться снова, внезапно делать в середине урока какую-то вымороченную зарядку с подниманием и опусканием рук. И насколько немыслимо, физически невозможно было бы остаться сидеть. Впрочем, даже просто сидеть, якобы, предполагалось не абы как, а каким-то специальным школьным способом, сложив перед собой руки. А кто-то сзади, возможно, наблюдал, правильно ли вы сидите и не вертитесь ли. Если я начинаю о таком думать, мне надо совершить сознательное усилие, чтобы прекратить -- это из неправильных идей, завешивающих мозг, вроде что будет, если проснешься похороненным в гробу, или если сломаешь шею и останешься полностью парализованным.

В результате возникал интересный выбор: что же лучше - перемена или урок? На перемене вас будут толкать и бросать на пол 15 минут подряд, но зато вы можете падать или уворачиваться абсолютно рефлекторно и как бог на душу положит; или же на уроке вы в течение 45 минут будете в гарантированной физической неприкосновенности, но при этом не будете владеть своими движениями, а, напротив, должны будете совершать чьи-то чужие.

Особo в этом отношении стоял главный школьный предмет, физкультура, в которой не было никакого другого содержания: целиком отдаться чужой воле, от построения и равнения до исполнения по команде акробатических трюков. Ни малейшей разницы с тюрьмой Абу-Граиб здесь нет, а если какая-то есть, то она только в пользу тюрьмы Абу-Граиб.

В конце этой шкалы, кстати, я себе представлял сдавание зачета по плаванию в бассейне: все то же самое, но по чьей-то команде надо делать не что-нибудь умеренное, а конкретно лезть в холодную воду. Бассейна мне, впрочем, какой-то чередой везений удавалось избегать в течение всех лет обучения.

Эта "физкультура", со своей ходьбой строем по белой линии, была, разумеется, эрзацем службы в армии. Военное же дело построено вокруг науки о том, как сделать, чтобы вас не разорвали немедленно на куски ваши подчиненные. Строевая подготовка играет тут фундаментальную роль, но я обо всем этом в возрасте семи лет не начинал подозревать, и потому могу подтвердить, что она действовала на меня не названием и ожиданием эффекта, а вполне реально и независимо.

*****

Натурально, миллион человек скажет, что понятия не имеют, что я тут вообще пишу, и что я, наверное, сумасшедший какого-то редкого типа. Но это абсолютно исключено, потому тогда в армиях не занимались бы строевой подготовкой и не кричали бы хором песен.
  • Current Mood: thoughtful thoughtful
Тяжелое у вас было детство ....
Да нет, вроде, все логично и имеет смысл. Кому-то при этом это все может нравиться, у кого-то высокая приспособляемость, кому-то все до лампочки, а кому-то мешает жить, тем более что это же не "недельку-месяцок отмучиться", а на годы. Вы еще летние лагеря не затронули.
" на уроке вы в течение 45 минут будете в гарантированной физической неприкосновенности, но при этом не будете владеть своими движениями,"

это не совсем так, вас могли толкать взали, тыкать ручкой, обстреливать бумажками но вы тем не менее должны не вертется а сидеть правильно
Симптоматика ADHD детектед (не то, чтобы я видел в этом что-то плохое).
Строевая подготовка здесь не самое страшное - во-первых, в ней когда-то был функциональный смысл, а во-вторых, у занятия есть начало и конец. А вот эти уроки-сиди смирно, это да. Сиди ровно. В туалет сообщать всей толпе чужих людей, что надо.
:-) Какие знакомые ощущения. И, главное, незабываемые, хотя после школы уже много десятилетий прошло.

А я очень быстро научилась избегать пытки физкультурой: симулировала обострение какой-нибудь хронической болезни (мне с ними повезло, у меня их было много), меня сначала оставляли дома, а потом давали освобождение от физкультуры надолго. Когда оно подходило к концу, я снова это проделывала. Так и ходила на уроки физкультуры всего несколько раз в год.
А я симулировать не хотел, поэтому все время реально болел, как теперь понимаю, на заказ. Чуть не подорвал здоровье.
Эротицизм, конечно, зашкаливает, но что делать, если именно в этот момент болит голова? О, зацени: вчера в офис пришла женщина делать массаж, а я ей говорю - знаете, давайте сегодня пропустим, у меня насморк и вообще.
На переменах, помнится, носился вовсю: и догонялки всякие, и просто так. Зато не припоминаю, чтобы сидение за партой было прямо таки мукой. Ну, я вертелся, конечно, и на листочках рисовал, так что особо не страдал. А ещё учиться иногда приходилось.
У вас не было запрещено бегать? У нас назначались дежурные, которые ходили с красными повязками по коридору и следили, чтоны никто не бегал. Ленинград 1979-1987.
Вот благодаря этому у отдельных детей и начинает вырабатываться противостояние официозу.