Leif Gram: Mr. Fix

Имеет ли автор право переписать свою книгу? Надо подумать.

filin навел на статью про политкорректность. Утверждается следующее:
Не так давно по российскому интернету прошла новость о том, что в Германии решили подкорректировать сказку «Маленькая Баба-Яга» Отфрида Пройслера, удалив из нее, с согласия автора, некоторые устаревшие понятия [...] Русская блогосфера единодушно осудила «политкорректных идиотов, которые перекраивают классику в угоду разным меньшинствам». Кто-то панически помянул Оруэлла.
1. При чем тут перекраивание, классика и политкорректность, если это сделано "с согласия" живого автора? Значит, не с согласия, а сам автор решил что-то изменить в своей книге и продавать новую. На то он и автор. Политкорректность, Оруэлл и запрет старых книг вовсе не про это.

2. На всякий случай могу привести аргумент, почему такое решение может иметь смысл. Представим себе, что существует два издания книги -- политкорректное и старое. Если бы я сейчас покупал эту книгу для себя, я бы, конечно, выбрал старое издание. Выброшенное неполиткорректное место я сумею воспринять правильно и на предрассудки и преступления оно меня не подтолкнет, а из любопытства хочется посмотреть, что же там такое ужасное было. Да и вообще, приятнее иметь более полную версию, чем сокращенную. Что интереснее, советская энциклопедия со статьей про Берию, или без оной?

Если бы я был угнетенной стороной, в пользу которой дейстувет цензура, мой выбор был бы таким же. Я бы купил старую книгу, чтобы показать детям - вот, мол, что про нас раньше писали, а многие и теперь так думают, так что не удивляйтесь, если услышите.

Уверен, что все остальные покупатели сделают тот же выбор, что и я. Даже люди, считающие цензуру хорошим инструментом для хорошего дела, не будут применять его по отношению к собственным детям, а избавят их от предрассудков как-то иначе.

В результате на новую книгу спроса не будет, а на старое издание он в тысячу раз увеличится -- букинистическое издание предпочтут приобрести все новые покупатели новых книг, у которых дети как раз сейчас достигли подходящего возраста. Следовательно, часть старого напечатанного тиража, особенно new old stock, которую вы, как автор, контролируете, за ночь взлетит в цене на сотни процентов.

Интересно, как от этого защищаются издатели.
Категорически не согласен. После того как текст покинул автора и был опубликован, никто, включая автора, не имеет права его править. Потому как если имеет, то значит имеет право и уничтожить (а любая правка это есть уничтожение), а вот этого права точно нет(точнее оно есть лишь до того момента как автор не отправил текст публике ).

Автор имеет безусловно право написать другой вариант, но запретить или отменить один из уже написанных он не может.
Кстати, лично у меня есть очен показательный пример. Макс Фрай оказывается отредактировал свой цикл про Ехо и сэра Макса. Так вот оказалось, что в редактированном варианте тексты стали неперечитываемы. То есть если раньше я раз в год перечитывал, то оказалось что новый вариант смысл перечитывать нет, ибо сюжет я и так знаю на зубок, а стиль пропал.
Это и произошло, автор написал новый вариант. Уничтожение/правка станут возможны только в будущем, когда все книги будут в Киндле, а пока вопрос неактуален для подавляющего большинства изданий.

Edited at 2014-08-24 12:34 pm (UTC)
Я не против нового варианта, но если он однозначно вытесняет старый, то это очень плохо.

Вы однако правы во второй части. Я почти не покупаю бумажных книг, но если я найду случайно старую редакцию Макса Фрая, я это сразу куплю.

Замечу, что для научных книг и учебников несколько разных изданий дело обычное.
Ежемесячное переиздание трехсотдолларовых учебников по евклидовой геометрии - другая, отдельная тема.
А кто тебе сказал, что исправленная версия содержит меньше? Вместо "Берии" развили понятие "Берингов пролив", и если вдруг случайно конкретно тебя интересует конкретно Берингов пролив - ты конечно же купишь новую, исправленную версию!
В общем случае ты прав. Новая версия может быть даже назло менее политкорректной (перестроечные переиздания советских авторов с восстановленными купюрами).