Leif Gram: Mr. Fix

Умные машины и рынок right of way

Как установлено ранее, распространение гугломашин приведет к взрывному росту уличного движения. В центрах городов это выльется в гигантские пробки: как бы ни умны были машины, люди не могут выпрыгивать или садиться в них на скорости. Бутылочными горлышками окажутся нынешние входы в небоскребы, перед которыми умные машины будут останавливаться, чтобы выпустить или забрать пассажиров.

Спрашивается, какие последствия эти пробки будут иметь для нерегулируемых перекрестков с второстепенными дорогами, выездами из дворов и проч? Сейчас в таких местах удается встать на главную дорогу за счет того, что кто-то заснул и увеличил дистанцию, или, например, принципиально пропускает вперед всех красивых женщин. Однако умные машины будут лишены подобных неэффективностей и всегда будут либо стоять вплотную, либо двигаться бампер к бамперу.

Это значит, что умная машина, желающая выехать из двора, будет вынуждена предлагать (от имени своего хозяина) деньги машинам, уже едущим по улице, за то, чтобы они приторомзили. А те, в свою очередь, смогут принимать или отклонять эти предложения в зависимости от размера предложенной суммы. Соответственно, выезжая из дому, надо будет выделять на эти случаи определенный бюджет, и указывать, сильно ли вы торопитесь.
Весьма разумный вариант congestion pricing.
Боюсь, что ценители технического прогресса будут до глубины души возмущены возникшей дискриминацией.
А какая дискриминация? Если хочешь пользоваться дорогой в пиковое время в большом городе, то плати.
Люди почему-то исключительно тяжело воспринимают предложение отдать спорный ресурс тому, кто больше заплатит. Причем тем тяжелее, чем больше любят автоматизацию и прочие космолеты. Кто поймет, какая между этими вещами связь, получит нобелевскую премию по нейрофизиологии.
Ну, congestion pricing вполне используется во многих городах. Это просто более адаптивный вариант. Тем более будет заранее известно сколько придется заплатить.

Uber, например, вполне успешно использует surge pricing в похожей ситуации.
Хороший например. Как бы не началась гражданская война на почве Убера.
обычное такси делает то же самое - когда мы улетали в новогоднюю ночь, airport express от дома до аэропорта стоил в два раза дороже, чем через десять дней в обратную сторону.