Leif Gram: Mr. Fix

Наблюдение

Когда профессионалы учат чему-нибудь содержательному, они все время приводят в пример своих собственных учителей. Скажем, учительница музыки, или профессор математики, или, наверное, какой-нибудь мастер каратэ (тут я наверняка не знаю, но могу предположить). Мол, мой учитель всегда говорил то-то и то-то, или поступал так-то. И по существу дела, и всякие малозначительные бытовые привычки.

Вчера, например, приходим, достаем ноты, учительница говорит: so, what's on the program? Это, объясняет, потому, что ее учитель всегда говорил, когда она приходила: what's on the program? Встречается если не в 100% случаях, то через одного.

При этом никакая школьная учительница никогда и ни при каких обстоятельствах не упомянет её собственную учительницу. В крайнем случае, какие-то недавние методические указания из РОНО.
Хорошее наблюдение. Сам за собой замечаю то же самое.
Ссылаются на индивидуального учителя, но не на массового. Точнее на массовых иногда ссылаются, если тот сумел поставить урок как совокупность индивидуальных взаимодействий.
Ну, если только в каком-то нетривиальном смысле. В университете были лекции на 150 человек. По массовости никакой Марии Ивановне не снилось. И на них те же самые воспоминания.
Не готов сказать «все», но большинство хороших школьных учителей (у меня такие были) с удовольствием вспоминали своих школьных и институтских преподавателей...