Dore: Ogre

Зачем география, если есть извозчики?

Была такая саркастическая советская фраза, пересказ Фонвизина - зачем, мол, география, если есть извозчики! В пользу изучения наук. Мы тогда ничего этого не знали, но теперь, через тридцать лет после падения СССР, открылось, насколько эта фраза была в советских устах неприлична. В Америке да, это какой ни на есть смешной, но не совершенно бессмысленный аргумент против преподавания географии. Потому что, натурально, есть Убер, Тревелосити, Гугл мапс, GPS и т.д., по цене грязи. Но в СССР-то не было никаких извозчиков! Вообще никто никогда в жизни нигде не был, кроме как в деревне у бабушки. Конечно, приходилось учить географию.
как я понимаю, это карты Генштаба. Ну не может же армия существовать без карт? Это сейчас их публикуют. Как раритет. В то время без допуска к секретным сведениям ты бы ее не увидел.

Мы вот ходили в походы по довольно точной, хотя и устаревшей схеме 59-го года , которую я вручную переводил на кальку на работе у своих родителей, служивших в энергосетях. Потом получали "синьку". Сейчас удивляюсь их благодушию, поскольку это тоже было ДСП .Как и доступ к аппарату для светокопирования. А знаешь, что перед большими праздниками, все копирующие аппараты и все пишущие машинки сносились в одну комнату и опечатывались первым отделом? А с каждой выпущенной машинки образец оттиска хранился в КГБ? Про второе мне рассказывали, первому - сам свидетель.

А в горы ходили тоже по каким-то синькам - орографическим схемам - устаревшим, непонятного происхождения и сомнительной точности. Топографические карты достать было невозможно.

То есть карты были. У кого надо. Без автоатласа для широких масс тоже было с некоторых пор нельзя. И без планов городов. Но все, что шло в открытый доступ, тщательно цензурировалось. А карты Москвы тем более, на многих были совершенно непонятные искажения.

Edited at 2017-10-10 07:15 pm (UTC)