Dore: Ogre

Зачем география, если есть извозчики?

Была такая саркастическая советская фраза, пересказ Фонвизина - зачем, мол, география, если есть извозчики! В пользу изучения наук. Мы тогда ничего этого не знали, но теперь, через тридцать лет после падения СССР, открылось, насколько эта фраза была в советских устах неприлична. В Америке да, это какой ни на есть смешной, но не совершенно бессмысленный аргумент против преподавания географии. Потому что, натурально, есть Убер, Тревелосити, Гугл мапс, GPS и т.д., по цене грязи. Но в СССР-то не было никаких извозчиков! Вообще никто никогда в жизни нигде не был, кроме как в деревне у бабушки. Конечно, приходилось учить географию.
На retromap есть карта 68-ого года - нормальная карта с домами, в поисковике одна из первых ссылок. Атлас был ещё лучше (или, может быть, и карта лучше была, а скан её испортил).
Я многократно слышал эту легенду, обсуждать её не готов, возможно, какие-то карты действительно были засекречены - вполне в стиле СССР. Впрочем, и придумать такое - тоже вполне в стиле антисоветчиков.

Точная карта Москвы и вполне приличные карты междугородних трасс были абсолютно доступны.
У меня всегда был огромный интерес к картам, особенно к картам Ленинграда. Первые карты, на которых были все улицы на своих местах, стали появились примерно в 1990 году.
На военной кафедре в середине 70-х нам раздавали довольно точные топографические карты на занятиях по тактике. Но: это были карты ГДР, точность где-то 0.5 км. При этом там были указаны практически все важные объекты, фермы, колодцы, линии электропередач. Мы нашего майора спросили, нельзя ли посмотреть на такие же карты Московской области. Он покрутил пальцем у виска и сказал, что это даже Ленин он сам не может.
Верю.
Только как это соотносится с якобы отсутствием атласа автодорог Москвы? Без колодцев и линий электропередач, просто с дорогами?
Почему "отсутствием". Атласы и карты конечно были. Проблемы были с их точностью, улицами, меньше чем трасса, расположением поворотов и пр. Карта Москвы у меня была в 70-х. Многих переулков в центре не было совсем. Те карты, на которые вы ссылаетесь, скорее всего были опубликованы после, а в те времена их в широком доступе не было. Наши туристы на курсе ценили любые карты, к которым могли получить доступ, и руками перерисовывали их на кальку.

Факт, что даже на военной кафедре нам не давали местных карт, все-таки о чем-то говорит.
>Атласы и карты конечно были.

Я, собственно, только про это. А что касается их актуальности, то Яндекс с Google сейчас тоже иногда новый поворот не знают, а с бумажным атласом неизбежный цикл обновления - годы, он не может быть точным по современным меркам.

Про проблемы с топографическими картами для пешего туризма - верю. Атласы автодорог были нормальными для своего времени.
>>> Про проблемы с топографическими картами для пешего туризма - верю. Атласы автодорог были нормальными для своего времени.

На карте Москвы МКАД выглядел прямоугольником с чуть-чуть скруглёнными углами (наверное, в целях экономии бумаги? печатали-то на прямоугольных листах). Пресловутая "бетонка" вокруг Москвы на карте Московской области отсутствовала вообще.