Mr. Twister

Тона Тартини

В этом видео рассказывается про комбинационные тона. Если включить два синусоидальных источника звука с немного отличающейся частотой, мы будем слышать пульсирование с частотой, равной разности двух исходных частот (об этом пульсирующем звуке я впервые прочитал у green_fr, если не путаю). Этого пульсирования не существует объективно -- например, его нельзя увидеть, записав всё на магнитофон и проанализировав спектр. Оно наводится исключительно в человеческом внутреннем ухе.
Далее, если сделать пульсацию достаточно высокочастотной, она сама превращается в музыкальную ноту (в скобках отмечается, что разница между ритмом и высотой, таким образом, условна).
Этот третий звук используется в настроечных целях, а можно использовать и в музыкальных, например, извлекая из инструментов низкие звуки, которых они не могут издавать "на самом деле".

Что значит "не существует объективно"? Ты формулу суммы синусов из школы помнишь? Там произведение синуса полу-суммы и синуса полу-разности. Если частоты похожие, то полу-разность маленькая - то самое биение, а полу-сумма - основная частота двух сигналов, то есть то, что ты ожидаешь услышать. Первый сигнал ты не ожидаешь - вот он и бросается в глаза.
(а так да, я когда-то писал о развлечении, когда один человек свистит на постоянной частоте, а другой подбирается к этой частоте так, чтобы у окружающих било по ушам с частотой в несколько герц)
Пульсация амплитуды на данной частоте, вроде, не связана напрямую с появлением более низкой частоты. Психоакустично только ворое. Впрочем, попытки понять, что он говорит, продолжаются.