Mr. Twister

Тона Тартини

В этом видео рассказывается про комбинационные тона. Если включить два синусоидальных источника звука с немного отличающейся частотой, мы будем слышать пульсирование с частотой, равной разности двух исходных частот (об этом пульсирующем звуке я впервые прочитал у green_fr, если не путаю). Этого пульсирования не существует объективно -- например, его нельзя увидеть, записав всё на магнитофон и проанализировав спектр. Оно наводится исключительно в человеческом внутреннем ухе.
Далее, если сделать пульсацию достаточно высокочастотной, она сама превращается в музыкальную ноту (в скобках отмечается, что разница между ритмом и высотой, таким образом, условна).
Этот третий звук используется в настроечных целях, а можно использовать и в музыкальных, например, извлекая из инструментов низкие звуки, которых они не могут издавать "на самом деле".

Это я понимаю: если сделать хорошую модель уха, то она, тавтологически, будет работать как ухо. Да и без того видно, что, раз всем кажутся одинаковые вещи (поскольку у всех одинаковые уши), то эти вещи в этом смысле реальны. Но нельзя отрицать и того, что у каждого инструмента есть совершенно недвусмысленная самая низкая нота, и если мы начинаем играть ниже нее, с рассчетом на некоторое конкретное устройство человеческого уха, то дело нечисто.