Не пойму, чем взаимно залинкованные страницы или люди, обменивающиеся е-мейлами, менее социальный феномен? Скорее, более.
Тем, что люди, обменивающиеся е-мейлами, делают это по другим мотивам чем в фейсбуке. Фейсбук мастерски эксплуатирует человеческое тщеславие и другие слабости, которые тяжело задействовать другими способами.
Ну, тут нужно очень нетривиальное обсуждение, какие технические свойства фейсбука позволяют ему лучше эксплуатировать тщеславие, чем множеству залинкованных страниц. Учитывая, что фейсбук целиком построен на протоколе http, я настроен скептически.
Я не видел пока что таких детальных технических обсуждений. Но одно из лучших объяснений с человеческой точки зрения изложено тут: You Are the Product. (Для полной версии текста может потребоваться регистрация, но она бесплатна.)

Эта статья наделала много шума когда вышла в 2017. С тех пор я видел много перепевок того, что в ней упоминается, но ничего нового сверх того. Поэтому и дал линк на оригинал.
Ой, я посмотрел по диагонали, и там какие-то страшно глубокие философские вопросы, в том числе даже про избрание Трампа. А я про гораздо более простые вещи, лежащие прямо на поверхности: вот мы с вами прямо сейчас разговариваем без всякого фейабука, и всë работает. Могли бы быть и каждый на своем сайте, это внутренний программистский вопрос.
Я думаю что если б сидели каждый на своём сайте, то так легко бы не разговаривали. К тому же может я бы никогда и не сподвигнулся сделать свой сайт.

Если просто смотреть на поверхность, то люди ходят в фейсбук за своими kicks и они их там получают и хотят ещё. До этого ни одна платформа не смогла синтезировать достаточно технических или других каких примочек, чтобы стать фейсбуком. Хотя было достаточно прототипов. Это то, что видит автор статьи: везде один и тото же http, майлы и пр. как в фейсбуке, зачем же тогда нужен фейсбук? Затем и нужен, что составные части по отдельности не дают желаемого эффекта. Как в супе, всё должно быть сварено вместе по определённому рецепту, а жевать все те же продукты отдельно от супа - не вкусно.
Это верно. Но теперь все уже попробовали то и другое. Фейсбук продемонстрировал наглядно (тем, кто по каким-то причинам этого не знал и не мог уяснить из книг, итого 2 млрд человек), что вот, можно общаться на сети. И что, необходим ли он до сих пор, и бесконечно в будущее, как эфир для этого общения? Ведь вполне может быть, что нет.