Mr. Twister

Deschooling Society

Прочитал по наводке bowina Deschooling Society Ивана Иллича (не путать с Питером Илличом, композитором). Очень, очень, очень рекомендую! $10 на Амазоне, или прямо в открытом доступе. Совсем маленькая книжечка, и в ней все есть. Иллич - наш человек, даром что через строчку ругается "обществом потребления" или пугает "истощением природных ресурсов".
Самые забойные цитаты, в случайном порядке:

-Rather than calling equal schooling temporarily unfeasible, we must recognize that it is, in principle, economically absurd, and that to attempt it is intellectually emasculating, socially polarizing, and destructive of the credibility of the political system which promotes it.


-The first article of a bill of rights for a modern, humanist society would correspond to the First Amendment to the U.S. Constitution: "The State shall make no law with respect to the establishment of education."

-The escalation of the schools is as destructive as the escalation of weapons but less visibly so.

-The United States is proving to the world that no country can be rich enough to afford a school system that meets the demands this same system creates simply by existing.

-The boomerang effect in war is becoming more obvious: the higher the body count of dead Vietnamese, the more enemies the United States acquires around the world; likewise, the more the United States must spend to create another manipulative institution — cynically dubbed "pacification" in a futile effort to absorb the side effects of war.

- [T]he latent functions performed by modern school systems [are] custodial care, selection, indoctrination, and learning.

- Of all "false utilities," school is the most insidious. [...] A man who questioned the need for highways would be written off as a romantic; the man who questions the need for school is immediately attacked as either heartless or imperialist.

Хватит, так можно всю книгу целиком сюда переписать.
  • Current Mood: happy happy
а я как-то полистал ее в библиотеке, и не взял - он, конечно, пишет умные вещи, ну и что с того? т.е., какая практическая польза от этой книжки?
Ну, какая может быть практическая польза от книжки. Накопится критическая масса людей, которые ее прочли и поняли - изберем политиков, которые упразднят соответствующие статьи бюджета.
а вот мне в государственной школе 57 и даже в государственной Bronx Sciences очень даже нравилось. И я очень рад, что они существуют. Правда, своих детей учу в частных
57 школа, я полагаю, существовала вопреки советским законам -- или, по крайней мере, при очень нетривиальном их прочтении. Иллич, впрочем, в условиях запрета на детский труд не делает никакой разницы между государственными и частными школами.
а какие законы там нарушались? проблемы бывали в разное время с инструкциями ГОРОНО - но это не законы

а многих моих одноклассников, не будь запрета на детский труд, запросто бы на столько лет, да еще в школу в полутора часах езды не отдали бы. Отчего им бы было точно хуже - я достаточно хорошо их знаю, чтобы быть в этом уверенным

Это для меня слишком тонкое различие -- между советскими инструкциями и законами. Классическая социалистическая идея, однако, состоит в том, чтобы государственная школа (как система) обеспечивала всем одинаковый уровень. 57-я школа (как организация) тут сомнительный пример.

Жаль по-человечески, что у ваших одноклассников были такие нуждающиеся или безответственные родители - но не более того. Это явно их внутрисемейное дело.
57 - не единственный пример селективного образования в СССР, а просто тот, что я знаю лично. поскольку тезис, который я сейчас защищаю - это не "В СССР все было идеально", а "от государственных школ бывает большая польза", обсуждать органичность 57 или 18 интерната для советской системы, кажется, лучше отдельно

а вот про одноклассников - вы, кажется, готовы легко пожертвовать пользой для отдельных людей ради общего принципа "государство не вмешивается в то, что я считаю внутрисемейным делом"?

интересно, конечно, а готовы ли вы пожертвовать пользой большинства ради таких принципов?
Я абсолютно ничем не жертвую. Вы утверждаете, что (1) государство забрало ваших одноклассников из дому угрозой насилия, а иначе они работали бы, и (2) им от этого стало лучше. Я вам с удовольствием верю на слово, но как насчет их родителей? Им, совершенно очевидно, стало хуже. Почему это называется, что чем-то пожертвовал я, а не вы?
ну да, в тот момент некоторые родители были подвергнуты госнасилию. только я почему-то думаю, что через 5-10 лет они этому были, скорее, рады. В том-то и дело, что в таких случаях есть конфликт между волей талантливого 14-летнего ребенка, который выбирает себе профессию на остаток жизни и волей его не очень образованного родителя, который должен его еше несколько лет кормить или имеет другие представления о правильной карьере.

То есть, этим родителям навязали выбор, но это сделали в той ситуации, когда их выбор был бы малоинформированным и нес бы больше вреда детям, чем пользы родителям. Вот как раз в таких ситуациях и нужно вмешиваться в семейные отношения.


кстати, а чем частные школы виноваты? если уж родители готовы платить 4-5значные суммы за то, что дет туда ходят, наверное уж они готовы потерпеть потерю заработка детьми за это время?
Почему же в этом конфликте нужно торопиться встать на чью-то сторону? Тем более, систематически на сторону детей? Это, при достаточном упорстве, просто сократит рождаемость. Я бы не хотел, чтобы у меня кто-то отобрал детей, в свою очередь я с удовольствием воздержусь от аналогичных действий по отношению к другим.

Заметьте, кстати, что ваши одноклассники - не первое поколение советских людей. Их родителям, в частности, аналогичное вмешательство двадцать лет назад почему-то не помогло.

Частные школы просто тащатся вслед за искусственным спросом на "образование" (т.е. просиживание штанов в школе), создаваемое государством.
Это не о его смерти писал Толстой?
Иван - чем не хорватское имя
У меня в памяти мобильника два Ивана - один белорус, другой - пуэрториканец. Позвонил по ошибке второму вместо первого и долго пытался понять, почему отвечают по-испански.