Mr. Twister

Сольфеджио

Есть знаменитая статья Вигнера "The Unreasonable Effectiveness of Mathematics in the Natural Sciences". К ней есть знаменитое парное выражение И.М.Гельфанда "the unreasonable ineffectiveness of mathematics in biology".

Вот у меня такое чувство по отношению к теории музыки и ее отношениях к джазу. Казалось бы, должно быть как в биологии, а оказывается как в физике. Что же, когда привезенные из Африки негры пели на хлопковых полях спиричуалзы, они спонтанно использовали там наши советские септ-аккорды? И вообще европейские тональности? Что-то не сходится.
Они не пели spirituals на хлопковых полях (по крайней мере не так сразу). Они этому в церкви научились. А там уже были и септаккорды, и все такое. Ну и насчет unreasonable effectiveness теории музыки в джазе ты тоже погорячился. Та теория, которая эффективна, классическими музыкальными теоретиками не признается за таковую, по крайней мере в России :)
То есть, негритянские композиторы сперва досконально изучили европейскую музыку в церкви, и только потом аккуратно развили ее в таком направлении? Этого момента я не понимал. Получается вторично народная музыка, вроде вторично одичавших домашних животных.
Конечно, европейское влияние было очень сильным. Джелли Ролл Мортон запрещал своим музыкантам импровизировать, хотел, чтобы играли по-писаному. Джоплин считал себя классическим композитором (у него даже балет есть), а Джон Льюис выходил на сцену с толстенной пачкой "партитур" (но там была цифровка в основном :))). Негры в Африке, когда им играют привозной джаз, не узнают в нем свою "народную" музыку :)))
А как Монк и Паркер в это врубились без учебников? Самовоспроизводящаяся без официальных консерваторий традиция?
Так много ж было иммигрантов понаехавших со своей народной музыкой. В джазе миксо-лидийские и дорийские лады явно из европейской народной музыки. Мне кажется, теория музыки просто помогла расставить это по местам. А изучение ладов по-моему входит в основу образования любого джазового музыканта.
Хороший и малоиспользуемый пример ненужности государственного образования.
В Африке у них уже была музыкальная традиция с песнями, со струнными инструментами типа арфы кора. Я думаю, что как минимум арабская музыка очень сильно влияла на музыку Африки к югу от Сахары, и наоборот. А арабская музыка, хоть в ней и 24 ноты в октаве, на самом деле по гармонии имеет много общего с европейской. Как правило, мелодия строится на все тех же наших 7 нотах, а отклонения на четверть тона там только в отдельных местах.

Edited at 2019-04-15 11:59 am (UTC)
Ну, я пробовал придумать другие аккорды, а они че-то не очень красиво звучат. Никуда не денешься с подводной лодки. Приходится играть старый добрый септаккорд
Ну выше приводят более экономичное объяснение -- услышали в церквях.
Если бы это был единственный источник сведений о музыке для них, то в дельте Мисиссиппи пели бы григорианский хорал и Баха, а не джаз и блюз. Все-таки, у них были свои песни, когда они попали в церковь.
Так они с точки зрения сольфеджио и пели практически хоралы и Баха, отсюда и исходный вопрос.
"По мнению ряда учёных (Р. Уотерман[2], П. Оливер[3], особенно Г. Кубик[4]), блюзовые ноты были занесены в США эмигрантами из Западной Африки, а у самих африканских народов обязаны их сахельским контактам с арабами. "
https://ru.wikipedia.org/wiki/Блюзовые_ноты
Ну хорошо, не в блюзовых же нотах сила. Какие на фортепиано блюзовые ноты?
Блюзовые ноты - это просто бемоли, не укладывающиеся в 7-нотную гамму, их, конечно, любят брать на гитарах бендами и слайдами, но на фортепьянах их тоже можно играть простыми бемолями.
Они свидетельствуют о том, что африканских рабов завезли не с Луны, а из Старого Света, где у них уже была музыка с гаммами и аккордами. Там, в Старом Свете, были региональные различия в музыке, но была и связность - мелодии легко заимствуются из культуры в культуру.
Что значит не с Луны, если интернета и радио нет? Получается ровно как с Луны.