Mr. Twister

Санаев

В отпуске читал "Похороните меня за плинтусом" (очень хорошо) и "Хроники раздолбая" (ничего). Вторая интересна тем, что пытается систематически описывать начало девяностых. Я тогда был ужасно занят ездой на электричке в Петергоф, и запомнил только общее ощущение радости и счастья от того, что всё, наконец-то, развалилось. А Санаев описывает те годы тоже с точки зрения человека нашего возраста, но инстинктивно симпатизирующего ГКЧП -- редчайший взгляд. Не уверен только, искренняя ли это позиция самого Санаева, или только реконструкция для псевдонародного персонажа книги.
только общее ощущение радости и счастья от того, что всё, наконец-то, развалилось

соглашусь ))) с поправкой на возраст
(Anonymous)
Совсем не редкий взгляд. Знаю десяток человек с ровно такими же взглядами. Пара из них граждане Израиля, один так и вовсе бывший члены ДС Валерии Новодворской. И да тоже с пятым пунктом. Взгляды людецюц перемен ивы. Сегодня человек за легалацз завтра потреял ребёнка от метамыетамина...
Тоже соглашусь: осознание катастрофы пришло гораздо позже. А у большинства эмигрантов его, естественно, нет, они как бы заморожены в том умонастроении, в котором уехали. По крайней мере, так это выглядит отсюда.
)))

Если это в мой огород камушек, то эмиграции у меня 8 лет - на 50 лет жизни в России. Мы уехали в 2011-м.
И нет, не катастрофы. Что то развалилось, можно только приветствовать. А вот что построенное не сказать, чтоб сильно лучше... Но и это не называется "катастрофа". Это называется "лучше у нас не получилось".
Что «то» развалилось – худшее из всего, что вообще происходило в мировой истории. Эпоху Просвещения на этом можно считать окончательно и бесповоротно завершенной. Так что "у нас" - это в данном случае не "у нас, совков", а у людей вообще.
Интересно, но у героя Санаева ничего подобного нет. Он абсолютно далек от политики и истории, и не знает, что такое Эпоха Просвещения. Просто ему с первого вгляда больше понравилось ГКЧП, чем демонстранты против него.
В каком году и при каких обстоятельствах у оставшихся возникло такое осознание?
Да у всех по-разному, я думаю. У кого-то еще в 90-е, у меня только в 2010-2011, особенно в связи с Болотным позорищем. Но когда я начал оглядываться по сторонам, оказалось, что я не оригинален: это давно уже преобладающее ощущение.
А, я думал, может, какой-то общий на всех катарсис, который надо было испытать, находясь там. Так-то может и в эмиграции поменяться точка зрения по любому вопросу.
Ну а что такое по историческим меркам 10-15 лет? Общий и был, просто немного растянутый.
Так что случилось-то 10-15 лет назад? В 2004-2009 году? Автомобилизация? Массовое строительство жилья?
Ловушка захлопнулась. Было движение куда-то, вроде как по своей воле, а потом оказалось, что уже пришли, и больше никого ни о чем спрашивать не будут: теперь будет вот так, так и так.
Не знаю, для меня ловушка захлопнулась с новой конституцией, включавшей всеобщую воинскую обязанность, и окончательно с началом войны в Чечне. Это 1994 год, а речь про 1991-1992.
Про 91-92 ничего не могу сказать, был занят примерно тем же, что и Вы, то есть на лекции-то ходил пешком, зато потом сидел в библиотеке до ее закрытия. (Кстати, а моему ребенку в Петергофе дали место в общаге, он только на выходные приезжает домой. Разве тогда это не практиковалось?)

По поводу призыва мы уже выяснили, что смотрим на это дело по-разному. Я очень беспокоюсь, что ребенок так и останется без этого опыта; впрочем, у моей одноклассницы сын после Академии художеств пошел служить в морпехи, хотя спокойно мог закосить. Уже вернулся, очень доволен. У одноклассника сын и вовсе не хочет никуда поступать, чтобы без армии не остаться. По-моему, ставить людей перед выбором между высшим образованием и службой в армии глубоко неправильно.
Я уже унес ноги, так что можете впредь не ставить, не возражаю.
блажен, кто посетил сей мир
в его минуты роковые
(и мир его не перемолол...)