birdwatcher (birdwatcher) wrote,
birdwatcher
birdwatcher

Categories:

Like

Новый текст Новопрудского: Маски сброшены.
На всякий случай сохраню под катом, потому что предыдущий ("Паника-убийца: голод вместо лекарства") провисел примерно полдня.

Маски сброшены
Семен Новопрудский о том, почему коронавирус не привел человечество к солидарности
14.08.2020, 08:07
Когда начинался COVID-19, прекраснодушные оптимисты из разных стран написали тучу текстов о том, что общая смертельная угроза дает человечеству уникальный шанс на солидарность. Спустя пять месяцев после официального провозглашения пандемии можно уверенно говорить, что вирус лишь сильнее разобщил людей. Похоже, забота о личном здоровье каждого не может быть общим делом – по крайней мере, при нынешнем уровне развития человека.

Карантинные войны в соцсетях и реальной жизни сейчас повсюду сменились войнами масочными.

О карантинах спорить действительно уже бессмысленно. Что натворили, то натворили.

Отвечать за провал локдаунов никому не хочется. Люди, особенно те, кто принимает государственные решения, вообще обычно очень не любят признавать даже самые очевидные ошибки.

Тотальные локдауны почти везде закончены из-за очевидной изначально невозможности их бесконечно продлевать по экономическим, социальным и медицинским причинам. Они всюду разорили массу людей, разрушили экономику, но нигде не остановили новых заражений и смертей.

При этом та же бескарантинная Швеция не только показала во втором квартале 2020 года уникальный экономический результат — практически все шведские компании закончили этот период с прибылью — но и продолжает уверенно опускаться вниз в списке стран по числу выявленных заражений. За последние несколько недель Швеция упала в этом списке с 23-го места на 33-е. Ее предсказуемо обгоняют страны с долгими изнурительными карантинами, где вирус все равно берет свое.

Но если говорить о солидарности, карантины по определению не могли сплотить людей. Сытый голодного не разумеет, гусь свинье не товарищ.

Сотням миллионов бездомных или разоренных принудительным закрытием своих бизнесов владельцев маленьких кафе, отелей, непродовольственных магазинов было довольно трудно разделить гулявший по сети призыв американского актера Эдди Мерфи оставаться на карантине дома: гигантский дом Мерфи при этом присутствовал на фото — с бассейном, кортом и прочими радостями жизни.

Сидеть в самоизоляции на роскошной вилле с тугим кошельком и возможностью роскошной жизни на несколько лет вперед или в старой «однушке», а то и вовсе без своего жилья, с «полными вилами» от отсутствия любых источников доходов и возможности прокормить семью — две большие разницы.

Теперь примерно те же люди, которые с пеной у рта доказывали, что, мол, честно посидим дома, не выходя на улицу, не дыша — не пукая, пару-тройку недель (ну или, на худой конец, пару-тройку месяцев) — и вирус сам собой кончится — подключились к битве за всеобщее ношение масок. А те, кто либо изначально не считал вирус серьезной угрозой, либо не верил в возможность карантинами и другими искусственными мерами остановить болезнь без появления надежного лекарства и эффективной вакцины, стали «мочить» масочников.

Война явно подогрета тем обстоятельством, что ношение масок в общественных местах, да еще и штрафы за нарушение «масочно-перчаточного режима, как и локдауны, десятки государств мира ввели в приказном порядке. Причем большинство из таких государств еще и не раздают эти маски бесплатно, хотя если речь на самом деле идет об охране здоровья и гуманизме, а не о новом прибыльном бизнесе на страхе и принуждении, могли бы.

Как раз ношение масок вроде бы могло стать объединяющим фактором и показать нашу солидарность. Но не стало.

Парадокс в том, что в обычной жизни людей не надо заставлять носить маски. Все мы и так ходячий набор масок.

Каждый из нас вольно или невольно постоянно примиряет на себя разные маски и социальные роли. Более того, этот маскарад от рождения до смерти и есть наша рутинная повседневная жизнь. Вплоть до посмертной маски.

Но стоило разным странам в безуспешных попытках остановить коронавирус ввести обязательный масочный режим, как тут же обнажилось наше истинное лицо. Довольно противное, надо признать.

Во время «испанки» сто лет назад было примерно то же самое — попытки некоторых стран обязать людей носить маски и ярые противники этих мер вплоть до создания антимасочных лиг. При этом как сейчас мы толком ничего не знаем про коронавирус и не умеем его лечить, так и 100 лет назад люди не знали, что такое «грипп». Вирус гриппа человека впервые был выделен британскими вирусологами Уилсоном Смитом, Кристофером Эндрюсом и Патриком Лейдлоу из Национального института медицинских исследований в 1933 году, спустя почти 15 лет после «испанки».

15 лет карантинов точно не выдержал бы никто. Впрочем, Первая мировая война сильно сказывалась на восприятии той пандемии: когда сотни тысяч и миллионы людей умирали на полях сражений, вирусная инфекция не казалась единственной угрозой человечеству, каковой многим почему-то стал казаться COVID-19 сейчас.

Итак, масочные войны спустя 100 лет разгорелись с новой силой. Со взаимными обвинениями в идиотизме, прямыми оскорблениями и публичными издевательствами друг над другом.

Удивительным образом, у сторонников и противников ношения масок при этом вирусе нашлась даже одна общая метафора – трусы.

По мнению секты масочников, носить маски в общественных местах и даже на улице – так же естественно, как трусы. То есть маска для них практически новый обязательный постоянный предмет и атрибут личной гигиены. Действительно, большинство людей в мире в принципе постоянно носят нижнее белье, и действительно так было не всегда. Но за отказ от мытья рук вроде бы пока не штрафуют даже в Северной Корее.

Еще более радикальные адепты всеобщего ношения масок сравнивают это с мытьем рук. Проблема в том, что мытье рук в общем не создает физиологических неудобств никому, кроме безруких. Тогда как носить маски в жару, занимаясь спортом, или если ты хронический аллергик (как я, например) все-таки сильно физически неприятнее и тяжелее, чем мыть руки с мылом. А иногда и прямо смертельно опасно: в Китае были подтвержденные случаи смертей людей в масках при занятиях спортом. В том числе, поэтому практически во всех странах с обязательным масочным режимом перестали требовать использовать маски при физической активности на свежем воздухе или даже в зале.

Антимасочная лига, аргументируя свою точку зрения тем, что частицы вируса, по всем известным нам данным, существенно мельче самой мелкой медицинской маски, и что люди, использующие маски, все равно очевидно заражаются, придумали свой мем с трусами: маски защищают от «короны», как трусы от диареи.

Довольно забавным лично мне кажется использование масочниками сравнения медицинской маски с презервативом. Тут есть как минимум два серьезных логических изъяна.

Во-первых, секс (по крайней мере, так большинство человечества думало до пришествия коронавируса) – вроде не болезнь.

И, во-вторых, если маска защищает от частиц вируса, как презерватив от сперматозоидов, результаты защиты в двух этих случаях окажутся прямо противоположными. В случае с ковидом вы точно не умрете, а в случае с сексом – никто не родится и человечество гарантированно вымрет.

Кроме физиологических доводов и метафор в этих масочных войнах у сторон есть и доводы идеологические.

Главный идеологический аргумент противников масочного режима — покушение на свободу личности и само право свободно дышать. На это масочники возражают, что, во-первых, в нашей жизни полно более серьезных несвобод и ограничений прав человека (тут и спорить нечего). А, во-вторых, можно же «потерпеть во имя общего блага».

Да-да, именно гражданская солидарность, ношение масок во имя другого как жест доброй воли, терпения и символ совместной борьбы с заразой — главный идеологический довод сторонников масочного режима.

На днях я прочитал еще один любопытный немедицинский довод масочников: мол, маски должны носить все, потому что их ношение успокаивает тех, кто боится заразиться. В таком случае лучше, пожалуй, использовать успокоительные лекарства. Ведь правда такова: заразиться может каждый и нет никаких гарантированных способов не заразиться.

Корень войны сторонников и противников масок совершенно очевиден. Это не ограничение личных свободы и не физиологический дискомфорт: медицинские маски все-таки пока не часть нашего лица от рождения.

Проблема и корень этой войны в том, что нам пока так и не предъявлено ни единого корректного доказательства с цифрами и фактами, что где бы то ни было в странах с масочными режимами — а их в мире более 80 — маски хоть как-то положительно повлияли на динамику смертей и заражений.

Я видел пару исследований, где ученые — в изложении СМИ — на полном серьезе утверждали, что маски не носят из принципа исключительно люди с физическими и моральными изъянами, чуть ли не умственно неполноценные. Видел какие-то забавные карикатуры и инфографику о пользе масок, но это было чистым «изобразительным искусством», не подкрепленным никакой доказательной базой.

При этом я до сих пор не встречал ни одного исследования, где было бы просто и ясно показано: за такой-то срок всеобщее ношение масок в такой-то стране привело к такому-то падению числа смертей и заражений. И для сравнения приводились бы страшные данные за тот же срок смертей и заражений в странах, где нет обязательного масочного режима. Чтобы противники масок увидели и убоялись.

Более того, вроде бы умные люди на полном серьезе пишут: мол, противники масок должны представить доказательства их вреда. Нет, ровно наоборот. Поскольку носить маски — требование государств, а не акт доброй воли, именно сторонники масок, включая органы власти, должны представить реальные корректные доказательства их пользы. Ведь противники масок не запрещают сторонникам носить их. И не штрафуют за ношение. Пока я видел много статистики из разных государств о том, сколько собрано штрафов за нарушение масочного режима. Но не видел никакой статистики, сколь жизней спасли эти маски. Возможно, если бы такая статистика существовала, сомневающихся в смысле принудительного ношения масок стало бы несколько меньше.

Пока же предварительные итоги пандемии таковы. Под маской гуманизма мы имеем новый культ ненависти. Под маской заботы о здоровье — временное почти повсеместное уничтожение нековидной медицины и порой откровенно репрессивные медицинские практики. Под маской, простите за тавтологию, обязательного ношения масок и разработки вакцин — конкретные бизнес-интересы производителей масок и вакцин.

Начинает даже казаться, что эпидемия в разных странах мира будет «явочным порядком» свернута тогда, когда производители вакцин победят в лоббистской борьбе производителей масок.

Тем не менее шанс на реальную солидарность в борьбе с коронавирусом и другими угрозами, с которыми в принципе нельзя справиться на уровне одной отдельно взятой страны, еще остается.

Реальная солидарность, как ни странно, может начаться именно с отмены обязательного масочного режима и штрафов за его несоблюдение. «Карательный гуманизм» и «принуждение к солидарности» при отсутствии доказательной базы общественной пользы конкретного приказа и конкретных мер государства не работают. Карантины и масочные режимы повсюду показали это со всей очевидностью.

Надо наконец перестать обзывать, наказывать, морально или физически дискриминировать тех, кто носит маски и тех, кто не носит.

Пусть каждый, кто верит в спасительную силу масок, носит их хоть всю оставшуюся жизнь. Ношение масок вполне может быть личным правом и выбором, но все-таки вряд ли всеобщей обязанностью.

Ну а следующим очевидным тестом на солидарность человечества станет ситуация с вакциной. Будет ли вакцинация циничным бизнесом или вакцины с действительно доказанной эффективностью окажутся доступны каждому человеку в любом уголке нашей планеты, где каждый из нас рождается и умирает строго по одному, но где мы обречены жить вместе. Если поживем, то увидим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments